Потери  Железного потока 


        Каждый из нас, неся груз боевой службы, конечно осознавал и ощущал близость угроз, которые исходили от ракетной техники, ее позиций и способов использования. Опасность подстерегала не только при испытательных и учебно-боевых пусках ракет, приведении в боевую готовность, в ходе регламентов, но и в буднях боевых порядков частей.
 
       Трагична судьба Жени Терентьева. Рутинные казалось бы операции по смене боевых расчетов, но связанные с дальней дорогой, стоили ему жизни и здоровья. Есть что вспомнить и мне (см. ниже). Но сначала о судьбе Жени. Привожу полностью статью из газеты "Пермские Новости" № 51 (1652) 23.12.2011 "Крушение под грифом «Секретно»".

Пермские ракетчики вспоминают о трагедии, случившейся 33 года назад
          Ракетная дивизия, расквартированная в посёлке Звёздном, готовится к Новому году. До праздника остаётся два дня. Дом офицеров украшается новогодней мишурой. Пахнет свежей хвоей только что привезённая из леса могучая статная ёлка. Но под самый Новый год в празднично украшенном Доме офицеров зазвучит панихида и будут стоять восемь новых цинковых гробов. А вскоре появится и девятый.
          Праздник праздником, а служба службой. Меняются «вахты». Своей очереди ждёт и команда из 26 солдат-срочников и офицеров седьмого полка 52-й ракетной дивизии. На вертолёте их планируют отправить на боевое дежурство на четыре дня в деревню Лужки Кунгурского района. Но вернутся они в Звёздный в ту же ночь, с 29 на 30 декабря 1978 года.


ЗА 15 МИНУТ ДО СМЕРТИ
     Добраться из Звёздного в Лужки можно было и на автобусе, но это два с половиной часа. Конечно же, на вертолёте удобнее и быстрее. Но погода в тот день выдалась откровенно нелётная, прямо-таки мерзопакостная. При морозе минус 35 – снежная буря. Решили сделать пробный взлёт. «Ми-8» поднялся в воздух и… самостоятельно сесть не смог. На взлётной площадке пришлось зажечь сигнальные факелы.
     И всё же последовала команда: «Все на борт!» Буквально сразу же после того, как вертолёт с 26 ракетчиками и тремя членами экипажа под руководством подполковника, командира вертолетной эскадрильи, поднялся в небо, поступило штормовое предупреждение. Но возвращаться на базу вертолётчики не стали. А пурга набирала обороты…

ПРИ НУЛЕВОЙ ВИДИМОСТИ
     Местность практически не просматривалась из-за плотной снежной пелены, и лётчики пытались посадить «вертушку» почти вслепую. Гору, на которую прямиком шёл вертолет (её не должно было быть здесь вообще!), пилоты заметили в последний момент. Резко повернули штурвал, пытаясь избежать лобового столкновения, но… От удара слетела одна из лопастей. Вертолёт беспомощно упал вверх колёсами и крутился-вращался-бороздил снег, поднимая тонны снежной пыли.
     «Мы повылетали в разные стороны. По всей видимости, тем, кто улетел далеко, повезло больше. По ближним прошлась искорёженная груда металла, практически не оставляя шанса выжить. Восемь человек погибли сразу же», – рассказывает Владимир Лешков, находившийся в злополучном вертолёте. Оказалось, что пилоты сбились с курса, они промахнулись примерно на пятнадцать километров. И вместо Лужков пытались сесть у деревни Пермяки.

СНЕГ ТАЕТ, ЗНАЧИТ – ЖИВОЙ!
     Деревня Пермяки в это время весело отплясывала на свадьбе в здании местной школы.
     …Молодой паренёк на окраине деревушки набирал в колодце воду, когда услышал гул вертолёта. Он с удивлением поднял голову и увидел машину, низко пролетевшую над домами. Потом в стороне, куда улетела «вертушка», за горой, услышал странный хлопок и различил столп снежной пыли. Парень побросал вёдра, помчался домой, схватил лыжи. Он уже понял, что случилась беда.
     «Честно говоря, память словно отшибло. Помню, как взлетали. Минут через пятнадцать – удар. Очнулся в снегу. Вижу – парень на лыжах бежит к нам», – вспоминает тогда молодой офицер, а сегодня военный пенсионер Владимир Лешков.
     Старший лейтенант Лешков оказался от места крушения практически в полутора сотнях метров. «Без сознания – я потом высчитывал – был где-то с полчаса». Половина одежды сорвана, карманы плотно набиты снегом. Именно глубокий снег, который послужил жёсткой, но всё-таки подушкой многих и спас.
Один из сержантов – единственный, кто мог передвигаться самостоятельно, – по пояс проваливаясь в глубоком снегу, поковылял со сломанной рукой в виднеющуюся вдали деревню. Оттуда он дозвонился до части, в которой все уже были встревожены пропавшей связью с вертолётом. А в это время вся деревенская свадьба бежала спасать ракетчиков.
     Температура упала до минус 54. Поди тут разбери: кто раненый, а кто живой. Как определяли: раз тает снег на лице, значит – живой. Если бы трагедия случилась в безлюдном месте и помощь подошла не вовремя, мало бы кто остался бы в живых. Истекающих кровью мальчишек-солдат деревенские спешно вывозили на лошадях, накрывая от холода своими шубёнками. Кого – по домам, кого – в здание местной школы, той самой, где праздновалась свадьба. Водка со свадебного стола пригодилась на обработку ран.

ЕСЛИ БЫ …
     Если бы не глубокий снег, если бы не деревня под боком, если бы не свадьба, ринувшаяся спасать упавших ракетчиков…
     Если бы не молодой хирург, оказавшийся в деревне по счастливой случайности – из-за вызова к роженице…
     «Нам потом военные врачи сказали, что если бы не он, если бы не его своевременная помощь, ещё человек десяти бы недосчитались, – вспоминает Лешков. – Помню, он склонился, спросил: «Как себя чувствуешь?» А у меня – переломы ключицы, ноет локоть, раздроблена нога. Но у других положение было хуже. «Нормально», – говорю. «Потерпишь?» – «Потерплю». Разыскать бы того врача сейчас, поблагодарить…

«ПРОСТИТЕ, ЧТО ЖИВОЙ»
     Через несколько часов за выжившими и погибшими прилетели вертолёты, которые доставили их в ЗАТО «Звёздный». На месте крушения остались кагэбэшники. В вертолёте находились бумаги с грифами «совершенно секретно», «особой важности» и т. п. Собирали чекисты и раскиданные по всему полю автоматы солдат. Один даже пришлось изъять у предприимчивого местного жителя.
     Вскоре в дивизию были доставлены лучшие пермские и московские врачи. Местный госпиталь напоминал переполненные военные лазареты времён Второй мировой. Никогда ещё здесь не лежало столько пациентов с такими серьёзными травмами. От холода людей поверх одеял накрывали свободными матрасами.
15 января, не приходя в сознание, умер девятый – Олег Солдатов.
     Лешкову пришлось год ходить по больницам из-за раздробленной ноги. «Мне, конечно, повезло. Выжил. И сейчас не хромаю». Его другу, лейтенанту Сергею Фомину, ампутировали ногу. Операцию делал знаменитый доктор Вагнер, в честь которого названа Пермская медицинская академия. Большинство выживших оказались не годны к боевой службе.
     «Родители на суде напрямую спрашивали нас, офицеров (в самолёте нас было шестеро, все остались живы), почему их дети погибли, а мы – нет. Что им сказать? – переживает до сих пор Владимир Анатольевич. – Извиниться, что выжил?.. Не знаю, почему. Один из самых молоденьких солдат – Алексей Шенин – сидел между мной и капитаном Терентьевым. Мы с капитаном живы, а Шенин погиб».
     Командир вертолётной эскадрильи Лысенко был приговорён к шести годам заключения в колонии-поселении. «Мне почему-то кажется, что его заставили лететь вышестоящие начальники. Я и на суде говорил об этом. Кстати, он сам очень сильно пострадал».

ВСПОМНИТЬ ПОИМЁННО
     Через год на месте крушения, на поле у горы, ракетчики поставили скромный памятник из нержавейки. Ни имён, ни фамилий. Тогда о таких случаях и говорить не разрешалось.
     Участников трагедии раскидало по всему Советскому Союзу. Через десять лет офицеры приехали поблагодарить жителей деревни за своё спасение.
Местные ходят к этому единственному в деревне памятнику обычно на 9 Мая. Поминают и ракетчиков, и погибших в Великую Отечественную ветеранов. А некоторые про ракетчиков уже даже и не в курсе…
     В прошлом году ветераны 52-й ракетной дивизии отреставрировали памятник за свои деньги.
     Неутомимый Сергей Остапенко, бывший директор музея бывшего ракетного института (сейчас ни института, ни ракетной дивизии), два месяца назад отыскал имена погибших. Это солдаты и сержанты в/ч 07392 Василий Анфанов, Эляр Гасанов, Александр Колядин, Геннадий Макаров, Владимир Миронов, Леонид Наумов, Сергей Тахин, Алексей Шенин, Олег Солдатов. В следующий четверг, 29 декабря, табличка с их именами появится в Звёздном, в Центре патриотического воспитания, который был открыт на месте бывшего командного пункта 52-й ракетной дивизии
     Весной 2012-го, как только сойдёт снег, ветераны собираются вспомнить всех поимённо и выгравировать имена на памятнике возле деревни Пермяки.

>> ...а город подумал: ученья идут.  День, когда молчат космодромы 
          В ракетных войсках стратегического назначения есть свои памятные даты. Одну из них ракетчики отмечали в прошлую субботу, 17 декабря, это День РВСН.
         Другая дата – печальная, 24 октября. В этот день по традиции на космодромах и ракетных полигонах не проводятся пуски ракет. 
         Именно 24 октября 1960 года на полигоне Байконур при испытании новой ракеты Р-16 сгорели заживо 75 человек, в том числе первый главком РВСН, 
         главный маршал артиллерии Митрофан Неделин. 
         Новая трагедия произошла на том же Байконуре через три года, и снова – 24 октября. В результате пожара в шахте ракеты сгорели семь ракетчиков. 
         Ещё 57 человек погибли при испытаниях ракетной техники в июне 1973 и марте 1980 годов на полигоне Плесецк. 
         Долгое время об этих трагедиях страна не знала. Военные – молчали. И только в 1999 году 99 ракетчиков были награждены, посмертно. 
         Тогда же 24 октября было объявлено Днём памяти РВСН.
         …Для пермских ракетчиков ещё одним днём памяти стало 29 декабря. >>> ...конец статьи
 


          Пару комментариев по поводу статьи пермяков. 
     По рассказам Жени (уже в Подмосковье) через пару лет после трагедии, у него были повреждены внутренние органы, поломаны кости. В руки и ноги хирурги поставляли железо. Жизнь ему уже была не в радость, а судьба отпустила всего еще 15 лет после катастрофы. Царствие ему Небесное. 
     Теперь о самой крупной отечественной катастрофе на РКТ (см. статью). Сведения о числе  жертв от взрыва 24 октября 1960 г. МБР Р-16 разняться. Тому есть много причин. Все они описаны. Основываясь на данных особой папки ЦК КПСС следует констатировать, что на старте (площадке 41 полигона) погибло 76 человек (59 в/с и 17 от промышленности), от ран в госпиталях страны скончалось 16 человек, причем четверо в период 02.10.60 - 03.01.61 года. Всего пострадало 125 человек. По этим данным назначались пособия и пенсии. 
     Всего на старте находилось около 250 человек. Среди них не пострадал и майор  А.С.Матрёнин, назначенный "стреляющим", т.к. находился в момент взрыва в бункере КП. А в 1975 г. он уже в чине г.м-ра, в должности начальника 7-го главка МОМ лично руководил пуско-наладочними работами и комплексными испытаниями  при сдаче  в эксплуатацию унифицированного командного пункта (УКП) 15В52У  в 10-м районе Хмельницкой дивизии.  Мне неоднократно пришлось с ним сталкиваться на этой площадке. 
     УКП конечно не ракета и таких угроз как ракетное топливо в себе не таит, но в его конструкции, способе базирования и т.п. таится масса угроз жизни человека. Одна из них и реализовалась по стечении обстоятельств.  Осмысливая случившееся как-то тревожно думать о рядом "просвистевшей пуле".

     Дело было так. Наш 700-й ракетный полк 19-й рд (10-й район Хмельницкой дивизии), был одним из первых, оснащаемых УКП 15В52У (заступили на БД вторыми после первомайского - головного). В то время (зима-весна 75-го) ходил на неделю сменным комендантом + начкаром строящейся площадки КП. Был уже в «теме»: документацию штудировал с момента прибытия из училища. Незадолго до катастрофы вернулся из «Тюры» после завершения обучения в составе всех групп ПП полка (правда на УКП большинство из нас там и не пустили). На своей площадке, естественно, все везде облазил, всё, как говорят, пощупал и особо тщательно после загрузки контейнера в шахту. 
     Завершался этап комплексных испытаний систем и УКП в целом. И вот близилась очередная смена. Как обычно вечером осматривал «хозяйство» после того как промысло и ТРБ свалили. Конечно, до порядка на площадке и в сооружениях было далеко. Везде был монтажный мусор, много чего еще не на месте, но явных угроз не усмотрел, не было. Но вот, забравшись в оголовок, что-то внутри ёкнуло при взгляде на крышу кабины лифта с площадки шахты над контейнером (крыша закрыта). Кроме всякого мусора внимание остановилось на двух коробках, закрепленных в районе направляющих (рельсового хода) кабины. Защитные крышки были сняты, контровка и пломбы валялись рядом, концы каких-то тросиков торчали из коробок во все стороны*. Но такой бардак был везде, промысло ваяло. До приведения в исходное было еще не близко. На утро выяснил, что лифт вот-вот начнет возить, обещали покатать. На начало следующей недели назначили комплексные испытания всего лифтового хозяйства. В пятницу, как обычно сменился, а в воскресение пришла беда. 
     По официальным данным 30 марта 1975 года (из приказа ГК РВСН) после внеочередных статических (с большим грузом) и динамических испытаний подъёмника унифицированного командного пункта 700-го рп при спуске в шахту произошло падение кабины лифта из-за неисправности редуктора механизма подъёма и несрабатывания улавливателей. Пострадали два бравых капитана службы вооружения, попавшие в наш полк из расформированного в дивизии дивизиона с ракетой Р-12. В.К. Черевач от разрыва внутренних органов скончался на месте, Л.Кулик выжил, став инвалидом. Он рассказывал, когда я навестил его в госпитале, обстоятельства трагедии. После того, как он и Черевач закончили возить вниз-вверх чугунные чушки, выполнив программу, то решили [или требовалось, не помню] спуститься еще раз, налегке. Незадолго до этого Лёня (Кулик) очистил кишечник и мочевой пузырь. Это, как утверждали медики, его и спасло (сам он был покрепче Черевача. Кровь с молоком хохол). 
     По результатам расследования [как запомнил] в редукторе не было масла, т.е это была непосредственная причина катастрофы (что нарыла прокуратура, о том почему масла в редукторе  не оказалось не ведаю). А по данным лабораторных испытаний прочность клиньев ловителей была ниже требуемой (о возможном неисправном состоянии системы ловителей выше). На направляющих кабины комиссией были отмечены несколько мест схватывания ловителей, но т.к. прочность клиньев была недостаточной, а механизм разрегулирован, то остановит кабину средства защиты не смогли и она рухнула с высоты 20-25 метров на дно шахты. Случилось, как рассказывали спецы от промысла, невозможное событие. Ловители при всех обстоятельствах должны были затормозить падение.
* Как потом выяснил, это были коробки устройства ограничения скорости системы ловителей кабины. Принцип действия ограничителя скорости основан на использовании центробежной силы вращающихся грузов – эксцентриков (они были в этих коробках), которые приводятся в движение канатом ограничителя скорости, соединенным с кабиной. При превышении скорости движения (падения) кабины критического значения, контролируемой ограничителями скорости, срабатывают ловители и «клинят» кабину. Механизм не простой, кому интересно, вот ссылка: «Эксплуатация лифтов. Ограничитель скорости, ловители»

      В 52 дивизии в 1967 году была еще одна трагедия на ракетной технике, которая стала как бы прелюдией к большей беде, случившейся в в 36 дивизии, под Красноярском.

 

Назад >>  на Главную страницу